Пески времени. Journey Collector's Edition

Конечно, Journey и Flower заслуживают большего. Конечно, хотелось что-то масштабное, красивое, что смогло бы вынести частичку магии этих шедевров в повседневную жизнь. Но как оригинальные игры выходили только для скачивания в PSN, так и коллекционное издание продается в обычной безликой Blu-ray коробке. Но всё же Journey Collector's Edition было необходимо, в первую очередь как подведение итогов многолетнего сотрудничества thatgamecompany и Sony PlayStation. И форма здесь - не главное.

Journey Collector's Edition вышло для американского и азиатского рынка в конце августа. Да, официально в Европе и России его нет и, видимо, уже не будет: коды в коробке действуют до марта 2013, что намекает на очень небольшой тираж. Я заказал издание на play-asia.

Со времен поста-анонса содержимое осталось прежним:

+ 30 минут документальных материалов о разработке Journey

+ Прохождения всех трех игр с комментариями создателей

+ Три эксклюзивных мини-игры от thatgamecompany

+ Концепт-арт и скриншоты всех трех игр

+ Цифровой саундтрек всех трех игр

+ Динамические темы и обои для PS3

+ PSN-аватары, включая 8 эксклюзивных по мотивам Journey

+ Официальные трейлеры и дневники разработчиков

+ Двухсторонний арт на обложке (о содержании оборотной стороны пока не рассказывается).

+ Месяц подписки на PlayStation Plus

По факту получения к этому списку добавляется еще два пункта: мануал выполнен в виде небольшого артбука с красивым оформлением...

...а обложка диска двухсторонняя, и вторая сторона мне нравится намного больше:

Всё содержимое лежит прямо на диске, кроме PSN-аватарок и, разумеется, подписки PS Plus: для их получения надо активировать ключ. И подлость заключается в том, что ключ этот залочен на регион. Технически ничего не мешает запустить американский магазин и погасить ключ там, но аватарки окажутся привязаны к американскому профилю, и на российский никак не перекидываются, а игры с американского плюса можно будет запустить на русском только если подписка есть и на нем, что смысла не имеет, так как игры одинаковые. Поэтому ключи я с чистой совестью отдаю на расхват легиону, не главное они здесь.

Главное начинается после установки диска в консоль.

Три основных игры и три бонусных. Выбор Flow, Flower илиJourney открывает новые разделы диска:

Арт и саундтрек можно не только просматривать, но и экспортировать на жесткий диск, откуда перекинуть на флэшку, с нее на компьютер и далее куда угодно. Весь арт для оформления поста - с диска.

Фильм о разработке Flower старый, небольшой и свободно доступен на Youtube.

Больше всего внимания, конечно, уделено Journey. Впервые можно посмотреть документальный фильм о разработке длиной почти полчаса. Первые идеи, концепты, процесс создания каждого элемента игры — рассказано обо всем, и в этом фильме особенно ощущается уникальность thatgamecompany: ухватиться за одну эмоцию и вокруг этой эмоции собирать технологии, геймплей, музыку, и притом без единого слова. Вдохновляет.

Комментарии разработчиков - нещадное эксплуатирование емкости blu-ray диска. Многочасовое видеопрохождение каждой игры разработчиками, на фоне которого они вспоминают детали разработки и рассказывают много интересного. Английские субтитры есть, но делать скриншоты этих перформансов бессмысленно: тем, кто играл, надо слушать от начала до конца, а тем кто не играл — хм, играть.

Мини-игры на диске совсем другие. Есть в студии традиция собираться раз в год и за 24 часа с нуля создавать мультиплеерную игру, в которую затем играть всей командой. Понятно, что игры эти ни на что не претендуют, весят по 20-30 мегабайт и главное их назначения на диске — похвастаться и показать thatgamecompany с другой стороны. Ведь Journey Collector's Edition — это, напомню, итог. Закончился контракт на эксклюзивность с Sony, ушла из студии одна из основателей, Келли Сантьяго, и что-то наверняка ощутимо изменится в их творениях. Но эмоции и уникальность не исчезнут.

Как и игры, оценивать это издание обычными мерками сложно, да и не нужно. Главное, что дарит Journey CE — ощущение причастности к созданию этих шедевров, эмоциональный контакт с людьми, которые ценят эти эмоции больше всего. Причастные к таинству игр thatgamecompany наверняка понимают, что это значит и насколько это важно.