Многие сходятся во мнении, что будущее, восьмое поколение консолей будет последним в привычном смысле. Гонка мощностей закончится качественным скачком куда-то в другом направлении, и что будет дальше – неизвестно, но определенно что-то совсем другое. Уже начинают появляться первые вестики эпохи перемен – Steambox и открытые развлекательные системы вроде Ouya. Много слухов ходит и о том, что на этот сектор покушаются сами Apple. И потому перед сегодняшними игроками консольного рынка стоит весьма нетривиальная задача: не столько противостоять друг другу, сколько найти свое место в этом многообразии на ближайший десяток лет. Но у Microsoft достаточно денег, чтобы пережить любой провал, а Nintendo идут своим путем и в любом случае останутся со своей аудиторией. И получается, в самом опасном положении сейчас именно Sony. Именно им крайне важно прочувствовать эту меняющуюся почву индустрии и не совершать ошибок с PlayStation 4.
PlayStation 3 нельзя оценить однозначно. С одной стороны – высокая цена, урезание фич в течение жизненного цикла и хакерские атаки на PSN, с другой – уникальные эксклюзивы, PlayStation Plus и отсутствие региональной защиты. Но изначально главный просчет был в сложной архитектуре. Если в поколении PS2 игра легко окупалась на одной консоли, то на PS3 бюджеты выросли настолько, что сторонние издатели вынуждены были делать мультиплатформу. В связке PC-X360-PS3 консоль Sony была самым слабым звеном из-за сложности разработки, и игры часто выглядели там хуже всего. Впрочем, могло быть и хуже: изначально планировалось вместо видеокарты поставить еще один процессор Cell, а это убило бы мультиплатформу совсем. Пока что Sony идет на последнем месте в консольной гонке, но учитывая годовую фору Microsoft и их привычку прекращать поддержку прошлого поколения сразу после запуска следующего, еще есть время выровнять положение. Но это явно не то, чего все ждали после феноменальных успехов PlayStation 2. И четвертое поколение покупать авансом уже не станут.
Время для анонса выбрано идеально – всё внимание было приковано к конференции Future of PlayStation. Несколько недель до анонса интернет бурлил слухами, утечками и тизерами, а весь день 20 февраля стояла информационная тишина и ожидание чего-то великого, сравнимое только с презентациями Apple. К чести Sony, после поднятого ажиотажа они не стали парить мозг продажами PS3, количеством игроков PSN, преимуществами PS Plus и общемировым весом пыли на PS Vita. После короткого вступления на экране появилось главное – логотип PlayStation 4. Саму презентацию разобрали по косточкам, после нее появились десятки интервью с новыми деталями, так что интереснее подумать о другом – что все это значит для будущего и для нас.
Больше всего почвы для размышлений дал Дэвид Кейдж из Quantic Dream со словами о том, что пришло время заканчивать считать полигоны и начинать делать игры. Безусловно, технологическая гонка когда-нибудь закончится, может даже во времена PlayStation 4, но не рановато ли для столь громких заявлений? Да, показанная голова выглядит гиперреалистично, технические демки новых движков впечатляют, но вряд ли уровень Unreal Engine 4 – потолок развития технологий. Когда-то и технодемки UE3 впечатляли ровно настолько же. Но он прав в том, что новое поколение позволит избежать технологических компромиссов мультиплатформы, как например нужно было думать о небольшом объеме DVD в Xbox 360 и вышеупомянутой сложной архитектуре PS3. Начинка PS4 максимально приближена к современным PC, и по слухам, Microsoft сделает точно так же. Да и Blu-ray привод сейчас – фактически стандарт индустрии, когда новый формат дисков позволяет вместить до 100 гигабайт данных. Чтобы вылезти за этот лимит, нужно быть минимум Rockstar Games, а они с таким справиться точно смогут.
И получаем интересный вывод: начинка консоли мощная настолько, что она становится неважна. Неважна как для разработчика, который будет ограничен только бюджетом, так и для покупателей, которые будут выбирать игровую платформу не по циферкам характеристик, а по эксклюзивам и сервисам. Именно поэтому Sony рассказали все о железе консоли, но не показали внешнего вида и лишь поверхностно затронули программную начинку. Это самое важное в новом поколении, и это определенно стоит придержать до Е3. Как и главные эксклюзивы, которые покажут широкой публике лишь на летнем шоу.
Но уже сейчас видно, насколько уникальный ассортимент эксклюзивов нас ждет. И заслуга в этом двух студий: Quantic Dream и Media Molecule. Первые с помощью интерактивных фильмов способны затянуть на десятки часов даже совершенно далекого от игр и игровой индустрии человека, а вторые дают игрокам живые миры и неограниченные возможности творчества в них. Да, взрослость Heavy Rain во многом чисто показная, а успехи LittleBigPlanet далеки от феномена Minecraft, но PlayStation 4 вполне может изменить это. Шутеры будут на всех платформах, даже уровня Uncharted, а вот уникальность всегда в цене. Дэвид Кейдж показал лишь зарисовки нового движка, и его хода стоит ждать лишь года через три-четыре (Beyond: Two Souls остается PS3-эксклюзивом). А вот Media Molecule показали прекраснейший концепт трехмерного мира, где для создания трехмерных объектов используется PS Move. Sony понимают важность студии, и потому только им было позволено показать миру саму PlayStation 4:
Но вообще, их презентацию я советую
И я говорю серьезно. Нельзя давать конкурентам ни единого явного преимущества сейчас, даже вот такого. Но, стоит сказать прямо, ни одна из показанных на презентации игр не тянет на platform-seller, ради которого будут покупать консоль. К лету наверняка покажут Last Guardian от Team ICO, есть высокие шансы на эксклюзивность новой Final Fantasy, без вариантов будет новый анонс от Naughty Dog. Но больше всего хочется, чтобы Sony смогли удивить по-настоящему. Выход на сцену Криса Метцена из Blizzard Entertainment был впечатляющим, и я наверняка не упущу шанс побегать в Diablo 3 с друзьями в локальном коопе, но не на PlayStation 4, а на прошлом поколении. Next-gen должен быть… чем-то большим.
И последнее, о чем стоит сказать, но говорить пока решительно нечего – Gaikai и DualShock 4. И то, и другое – превосходный инструмент, но невозможно по внешнему виду и описанию оценить, насколько они реально нужны. Сенсорная панель, Move-фонарик, кнопка Share – все выглядит классно, но будет ли оно нужно и будет ли четвертый DualShock удобным для обещанных социальных активностей и оригинальных игр – вопрос, который останется открытым до самого релиза.
Так же и облачный стриминг демо-версий – будет ли он удобен и смогут ли Sonу справиться c нагрузками? Вспоминаю, как по глупости оформил предзаказ цифровой версии Mass Effect 3 через американский PSN, чтобы играть на два дня раньше, и все эти два дня потратил на скачивание игры, потому как файловые хранилища просто легли под нагрузкой в день релиза. А для России и стран СНГ это особенно актуально, потому как территория огромная и сервера желательно раскидать по всей территории для комфортного пинга. Но Gaikai – единственный способ заставить PS4 воспроизводить игры для PS3, и лучше пусть обратная совместимость будет в таком виде, чем вообще отсутствовать. Но, в целом, судить по прошедшей конференции слишком рано. Мы получили ответ на вопрос «Что такое PlayStation 4?», но новых вопросов возникло намного больше, чем было дано ответов.
Но главный вопрос: чем ответят Microsoft? Очевидно, теперь они должны будут именно отвечать на ход Sony, и затем весь год мы будем наблюдать любопытнейшую информационную дуэль, в которой выиграет тот, кто грамотнее разложит козыри по рукавам. И то, что игровой рынок стремительно меняется вокруг двух гигантов, только добавляет этому поединку драматизма.