Operencia: The Stolen Sun — это данжеон краулер. Такой поджанр RPG, где вы ходите по лабиринтам-подземельям, разбитым на клетки и сталкиваетесь то с враждебными обитателями, то с хитроумными ловушками. Причём смотрите на происходящее от первого лица.
Подобных игр было особенно много в начале 90-х. Думаю потому что тогдашняя графика уже позволяла создавать красивые фоны, но процессор не мог отрисовывать нормальное 3D. А с таким ограниченным перемещением по клеткам (да ещё и поворачиваться можно было только на 90 градусов) разработчикам достаточно было добавить к статичным фонам немного деталей чтобы создать иллюзию окружающего мира.
Забавно, конечно, что за последние несколько лет тоже появилось не так уж и мало успешных «данжеон краулеров». Там вместо меняющихся задников уже полноценное и даже более детальное 3D (в Operencia, кстати, камеру можно свободно вращать), но по-прежнему перемещение строго по клеткам. Видимо это до сих пор позволяет облегчить игроку ориентацию в пространстве, но при этом создавать визуально навороченные уровни-подземелья. И лучше сосредоточится на истории.
В далёкой-далёкой стране…
История в Operencia: The Stolen Sun гораздо ближе к сказкам и мифам, чем к набившему оскомину «высокому фэнтези». Она начинается с того как дракон нападает на деревню и легендарный воин и полководец Атилла побеждает его (не без помощи своей жены Рейки и местного могучего шамана). Кстати, пролог — это полноценное обучение, где вы вдобавок сможете попробовать самые продвинутые атаки.
Впрочем, основную часть игры вы проходите за своего собственного персонажа. Годы спустя после правления Атиллы. И три класса на выбор — маг, воин и охотник, определят доступные для изучения навыки, а также стартовые значения характеристик. И реплики персонажа в диалогах, разумеется.
Повествование в игре абсолютно линейное. Никакого выбора фраз — только кат-сцены и комментарии к различным событиям. Зато все они написаны талантливым сценаристом и прекрасно озвучены профессиональными актёрами. Ваш маг не раз вставит словечко о заклятиях, а если вы выбрали воина, то он похвастает своими боевыми навыками. Разумеется, озвучка и некоторые фразы разнятся для мужского и женского персонажа.
Для каждого персонажа ещё и доступно четыре варианта внешности. Так для поддержания атмосферы. Правда они все сильно смахивают на героев какого-нибудь молодёжного фэнтезийного сериала из 90-х. Но это вполне им подходит — ведут они себя так же безбашенно смело и не лезут за остроумным словом в карман. Перебранки между нашим протеже и остальными сопартийцами, хотя и линейные, всегда весело слушать.
Кстати, о сопартийцах. Первым к вам присоединится вор Йошка, с остротой ядовитого клинка которого может сравнится только его длинный язык. Причём помимо ремарок в диалогах, он также является автором «Журнала». Того самого, куда будут заносится описания всех врагов, персонажей и локаций.
Потом вам встретится могучий и благородный (хотя несколько наивный и не слишком сообразительный) рыцарь Мезей. Лучник Себастьян — Убийца Драконов, которому вы поможете в благородной миссии… ограбить гробницу Рейки. И ещё несколько не менее колоритных и запоминающихся персонажей. У каждого будет своя история, в которой нередко вы увидите моменты, знакомые по разным мифам и сказаниям.
И, собственно, из этих историй и состоит повествование. Каждый раз, приходя в новую локацию, вы встречаете новых персонажей, выясняете историю места, куда вас забросило. После чего разбираетесь с местными заданиями и идёте дальше. При этом задания в основном возникают сами собой, в очередном диалоге ваших компаньонов. В Operencia нет городов, гостинниц, каких-то «хабов» с NPC. Даже торговец, у которого вы покупаете оружие, ходит по миру вместе с вашей партией.
С одной стороны это даже не плохо — каждая локация, будь то проклятая крепость, погрузившийся под воду замок, лабиринт тёмного леса или ветви Мирового Древа, ощущается как отдельный эпизод со своим мини-сюжетом (совсем как в сериалах типа «Повелителя зверей» или «Конана»). С другой стороны с этими мини-историями вы почти забываете о главной миссии (как можно догадаться из названия, вам надо вернуть солнце и свет в мир Оперенции). Лишь на последних «уровнях» сюжет, наконец, фокусируется на главном.
Впрочем, большую часть времени вы в любом случае думаете о текущих проблемах. Как решить очередную головоломку или пройти новое испытание.
Приключения на вашу голову
Интересно, что хотя в игре есть пошаговые сражения, они не являются главным испытанием. Собственно, они вообще не являются чем-то сложным в первой половине игры. Да и потом, всё что вам нужно — подбирать нужные типы атак, учитывая к чему у врагов иммунитет, а к чему они более чувствительны. Плюс использовать различные навыки для усиления. Победа зависит скорее от правильной прокачки, чем какой-то тактики во время битвы.
Даже то, сумеете ли вы подкрасться к вражескому отряду «со спины», оказывает более серьёзное влияние. В начале битвы вы всегда переноситесь на отдельный экран. Но «внезапная атака» даёт небольшой бонус к урону первом ходу. И позволяет нанести несколько превентивных ударов.
Прокачка совершенно стандартна — набираете опыт за убийства, прохождение испытаний и найденные секреты. А при повышении уровня выбираете навыки из трёх «веток» для каждого персонажа и повышаете характеристики. Правда ещё есть нюанс — повышение уровня персонажа также полностью восстанавливает его/её здоровье и ману.
Последнее важно, поскольку для отдыха (тоже восстанавливает здоровье и ману) надо тратить ограниченный на всю игру запас поленьев. Не то чтобы их было сильно мало, но иногда экономия полезна. Плюс ещё есть постепенно заряжающиеся «особые навыки» для всей партии, которые тоже лучше тратить с умом. В общем, такой менеджмент ресурсов получается.
Однако, самый серьёзный вызов игроку бросают сами «подземелья». Головоломки, которые к концу игры становятся всё сложнее, вредные для здоровья ловушки, поиск различных секретов (последние особенно важны, так как враги не возрождаются, а значит все источники экспы и денег ограничены). Именно на них вам придётся сосредоточить своё внимание.
Охота за сокровищами становится всё более изощрённой по мере того, как вы получаете разные реликвии. Волшебная лопата сама подсказывает, где искать закопанные клады, перо грифона позволит поднимать и перетаскивать тяжесть, зачарованный молот восстановит рухнувшие мосты… Всё для того, чтобы найти больше ресурсов, снаряжения и экспы.
Там, где встречаются история и легенда…
Увлекательное повествование — главное достоинство Operencia. Сам сюжет может и не сильно наворочен, но зато персонажи и их истории проработаны на славу и запомнятся на долго.
Идя по сюжетной нити, вы будете наслаждаться чарующими локациями и великолепной озвучкой. И при этом почувствуете себя не сторонним зрителем, а настоящим участником событий — об этом позаботятся ваши враги, а также ловушки и головоломки. Скучно точно не будет.
Но вы пока можете подписаться на нашу кураторскую и узнать о других хороших играх!